ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Россия, Самара, ул. Куйбышева, 139
Телефон:
+7 846 332-20-67
Факс:
+7 846 332-20-67
  • Информация о новости
  • Дата: 5 октября 2012
  • Описание новости
  • Этот оригинальный особняк на улице Куйбышева (бывшей Дворянской), построенный в 1898 г. по проекту самарского архитектора Александра Александровича Щербачева (1858-1912) в стиле эклектики романтического направления, заметно выделяется среди старинных зданий, украшающих улицы Самары. Сочетание разнородных форм и архитектурных элементов разных эпох, богатая отделка, гармония внешнего и внутреннего оформления по праву вводят его в число самых необычных и красивых зданий нашего города. Фантазия Александра Щербачева удивительным образом соединила в нем черты древнерусского зодчества с обликом миниатюрного средневекового замка из старинных немецких сказок. Дому соответствует немецкая фамилия заказчика – здесь жила семья самарского купца 2-й гильдии Ивана Андреевича Те-Клодта.

    В конце 1896 г. Иван Андреевич Те-Клодт приобрел пустопорожнее место Н.М. Федорова во 2-ой части города в 72-м квартале по Дворянской улице (между угловым домом Н.Ф. Дунаева и деревянным домом купца П.П. Новокрещенова). 26 февраля 1897 г. он подал прошение в Городскую Управу с просьбой разрешить построить каменный дом и такие же службы. Прошение подписал архитектор А.А. Щербачев, проект которого сохранился до нашего времени.

    В 1898 г., к 50-летию Ивана Андреевича, на бывшем пожарище вырос каменный одноэтажный с подвалом и антресолями особнячок. Усадебное место занимало 570 кв. саженей: по улице – 15 саженей и вглубь – 38 саженей. Каменный дом занимал площадь в 80 кв. саженей, с подвалом на 15 кв. саженей и мансардами на 20 кв. саженей. Во дворе имелись каменные надворные постройки: каретник, погребицы, прачечная, конюшня, коровник, курятник, сарай и дровяник, а также ледник. 310 кв. саженей занимал сад с фонтаном в глубине двора. Чистый доход от дома составлял 552 руб. Все недвижимое имущество Ивана Андреевича оценивалось в 5 000 руб.

    Как известно из документов, в доме с самого начала было электрическое освещение, центральное водоснабжение и канализация, осуществлялась подача горячей воды от водогрейного котла и использовались новейшие санитарно-технические приборы. Комнат внизу было 10: гостиная, «курительная», столовая, буфетная, 2 кабинета, 2 спальни, людская и кухня. На антресолях, по всей видимости, располагались детская, игровая, а также смотровая башенка – бельведер.

    Главным украшением столовой был камин. В процессе реставрации особняка удалось выяснить, что глазурованные фигурные изразцы для подобных каминов выпускались серийно, и в Самару были привезены из Прибалтики. Сотрудники музея-усадьбы Лошицы из г. Минска (Белоруссия) презентовали «Детской картинной галерее» фотографии аналогичного камина. При абсолютном сходстве всех деталей обоих каминов имеется одно существенное отличие: в навершии «лошицского» камина вместо полуфигуры средневекового рыцаря – некое подобие букета цветов.

    На протяжении тревожного XX века особняк сменил много хозяев. После национализации 1919 г. здание отвели под жилье: 1-й этаж был поделен на коммунальные квартиры, а антресоли целиком заняла семья крупного инженера-строителя. В 1930-е гг. здесь некоторое время жил какой-то видный военачальник: старожилы города вспоминают о солдатах охраны, стоявших круглосуточно на ступенях у входа. Фамилии называют разные, включая главнокомандующего Приволжского военного округа П.Е. Дыбенко (1889-1938), но достоверных сведений нет. В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась резиденция афганского консульства. После войны и до середины 1980-х годов в здании находились ясли-сад, а последним владельцем стала детская художественная школа.

    В 1990 г. полуразрушенный особняк передали вновь созданной Муниципальной Детской картинной галерее г. Самары. Пять лет велась реставрация ремонтно-реставрационной фирмой «Самторес», финской компанией «Кескус-Сато» и фирмой «Смена» при активном участии директора галереи Н.В. Иевлевой и архитекторов Д. Носова и А. Дучицкого. Финансировала реставрационные работы Администрация города. Неимоверными совместными усилиями памятник архитектуры конца ХIХ в. был полностью отреставрирован. На фундаменте бывшего каретника тогда же построили небольшое здание художественной школы.

    Реставраторы восстановили богатую лепнину всех потолков, очистили от безвкусного многоцветья керамические вставки 4-х голландских печей. По единичным сохранившимся аналогам воссозданы сосновые двери, дверные ручки и оконные затворы – все в точности так, как было у Те-Клодтов. На свое место в полукруглый эркер гостиной вернулось высокое зеркало в старинной раме – единственный дошедший до нас подлинный предмет обстановки их дома.

    Сегодня парадные и жилые комнаты старинного особняка превратились в музейные залы. Картины детей органично вписываются в торжественные и, вместе с тем, изящные и уютные интерьеры. Двери бывшей столовой раскрываются в «зимний сад» – зеленеющую и цветущую круглый год бывшую террасу Те-Клодтов. Из окон виден фонтан с фигурой бронзового мальчика, воссозданной по рисункам и фотографиям самарским скульптором В.И. Килиным. Из музыкальных инструментов в семействе Те-Клодтов было фортепиано фирмы «Jacob Becker», но то, что от него осталось, восстановлению, увы, не подлежало. В 1995 г. в гостиной дома поставили другой, аналогичный инструмент конца XIX в. Здесь же, в эркере, стоит единственный предмет, действительно принадлежавший Те-Клодтам – большое напольное зеркало венецианского стекла.   

    В «Детской картинной галерее» собирают и хранят разные предметы старины – олицетворение ушедшей навсегда эпохи, жизненного уклада людей, живших здесь более 100 лет назад. Часть этих вещей представлена в бывшей «курительной», где сейчас создана экспозиция бытокультуры конца XIX- начала XX века. Здесь представлены фотографии бывших владельцев – Ивана Андреевича и его жены, Екатерины Евгеньевны, а также архитектора Александра Александровича Щербачева. По старым лекалам сшиты шторы; обтянута тканью в стиле XIX в. мягкая мебель, отреставрированы «венские» стулья, которые стояли практически во всех самарских домах. Фисгармония, музыкальная шкатулка, граммофон, стереоскоп, старинные книги и фотографии погружают детей и взрослых в атмосферу той неспешности и чуткости к деталям, которая наполняла этот дом и жизнь его первых хозяев на рубеже XIX и ХХ веков.  

     

     

     

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий